среда

«Не горюй!» (Грузия-фильм)

Комедия 1969 года. Фильм представляет собой вольную, перенесенную в Грузию  XIX века, экранизацию романа французского писателя  Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен».
Режиссёр Георгий Данелия. Автор сценария Реваз Габриадзе. Оператор Вадим Юсов. Композитор Гия Канчели.
В ролях – Серго Закариадзе, Вахтанг Кикабидзе, Софико Чиаурели, Анастасия Вертинская, Лия Гудадзе, Верико Анджапаридзе, Сесилия Такаишвили, Ариадна Шенгелая, Гоги Кавтарадзе, Ипполит Хвичия 


После окончания Петербургского университета, полный надежд и грандиозных планов, возвращается в родной городок молодой врач Бенжамен Глонти. Но жизнь, как и до его отъезда, течет своим чередом: растет семейство сестры, усердно с утра до вечера переписывает бумаги ее муж Лука, время от времени спускаясь в погребок, чтобы «опрокинуть» рюмочку.
И по-прежнему, слоняясь без дела, «достает» всех адвокат Додо. Бенжамен стал горевать по несостоявшейся жизни. И тогда, чтобы поправить дела брата, решила Софико женить его на дочери старого лекаря…

Интересные факты:
Фильм снимался на узкоколейной железной дороге Боржоми - Бакуриани.
В начале фильма голос за кадром произносит фразу: «Было это в конце прошлого столетия в солнечном черепичном городке. А может, этого и не было… Нет, пожалуй всё-таки было». Фраза эта появилась в фильме по требованию худсовета принимавшего фильм. А произносит её кинорежиссёр Михаил Ромм
По словам Данелии, фильм вызвал негативную реакцию у Леонида Гайдая и Сергея Параджанова, но был высоко оценён Федерико Феллини.
Практически одновременно с грузинским фильмом во Франции была закончена французская экранизация романа Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен» (реж. Эдуар Молинаро, с участием Жака Бреля в роли Бенжамена и Бернара Блие в роли князя). 


В этом фильме впервые Гия Данелия снял одного из любимых своих актёров - Вахтанга Кикабидзе, который позже появится у него в фильмах «Совсем пропащий» (1973), «Мимино» (1977), «Фортуна» (2000). В расчёте на Кикабидзе писалась и главная роль в фильме «Паспорт» (1990).
Это первый фильм Данелии, к которому написал музыку Гия Канчели — в дальнейшем постоянный соавтор режиссёра.
Фильм стал первой совместной работой Данелии со сценаристом Резо Габриадзе (в дальнейшем они вместе писали сценарии фильмов «Мимино», «Кин-дза-дза»), «Паспорт».

Комментарии кинозрителей:
«Незамысловатая история, простейшие сюжетные ходы — а фильм великий! Пронзительный фильм. Сюжет как бы набросан пунктиром, главное здесь КАК это сделано. Что это, комедия, трагедия, мелодрама? Рука не поднимается назвать фильм комедией: благородство, эмоции, смех сквозь слезы, трагедия, ирония, достоинство… Светлый и глубокий, умный и тонкий, веселый и грустный.
Блестящее, безумно красивое грузинское многоголосие. Музыка на первом плане, самозабвенно поющие люди — не здесь ли истоки Кустурицы? Но Данелия тоньше, благороднее, человечнее, наконец, просто умнее Кустурицы!
Даже если бы у Данелия вообще не было бы больше фильмов, благодаря этому он вошел бы в историю кинематографа. Другой вопрос, что Данелия сильно недооцененный на Западе режиссер. И это несмотря на то, что Феллини в свое время очень высоко оценил «Не горюй!».
Фильм нуждается в переосмыслении и переоценке».


«Этот довольно необычный фильм обладает странным притяжением и очарованием. Я вообще считаю его одним из лучших советских/грузинских фильмов, когда-либо созданных. В чем же дело?
Творцы фильма весьма и весьма вольно переложили роман Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен». В итоге получилось у них свое собственное произведение.
Главный герой — некто Бенжамен Глонти, живущий, однако, не во французской глубинке, а в грузинской. Дело происходит в конце XIX века. Глонти недавно выучился на врача, но все ещё находится в долгах за обучение. Факт этот его беспокоит весьма мало. Он живет по-эпикурейски: выпивает, пляшет и поет на дружеских посиделках. Не прочь Бенжамен и приударить за женой своего пациента. Его сестра Софико, у которой он живет, вынуждена содержать брата и кучу детей. Дело в том, что Бенжамен помимо прочих своих достоинств еще и часто не берет платы за врачевание. Завязка интриги начинается, когда сестра устав маяться с братом, решает его женить на дочери его же старшего друга, Левана — Мери Цинцадзе, красивую девушку с хорошим приданым. Но Мери любит другого…
Одна из замечательных черт грузинского кино — то, как в их фильмах удивительно синтезируется смешное с трагическим. Это придает какое-то совершенно невероятное эмоциональное измерение картине. Вот герои пели и плясали, валяли дурака, но вот уже и гробы принесли, а Бенжамену грозит гибель на дуэли. Такая эмоциональная спрессованость шокирует зрителя разностью колебаний амплитуды, и уж точно это не забывается. При этом возникает какая-то феноменальная глубина, словно прикоснулся к чему-то запредельному, сакральному. Я ошибаюсь?
Для того, чтобы выдержать такую высокую планку авторам фильма нужны были незаурядные исполнители. Актеры и не подвели. Один взгляд, какая-то фраза, сказанная по-особому — и все становится понятно. Ну, мне, по крайней мере.
Огромную роль в картине играет музыкальная составляющая. Это касается как закадровой музыки, так и песен самих героев в фильме. Музыка становится одной из главных связующих нитей в этом произведении. Даже в самом начале, вроде звучит залихватская мелодия-песня, настраивая на веселый лад; но вот она становится более проникновенной светлой и грустной одновременно, словно задумываясь: разве все так безоблачно?
Главный герой картины мне очень отдаленно напомнил лермонтовского Печорина. Да, он гуляка, в чем-то непутевый человек. Но другие персонажи фильма вызывают еще меньше приязни. Никчемный болтун-адвокат Додо, слабовольный подкаблучник Лука, неудачник, трус и хам Алекс — соперник Бенжамена за руку Мери. Отвратителен в своём самодурстве спесивый дегенерат князь Вахвари. Разве что старший друг, Леван Цинцадзе, тоже врач, заставляет уважать. Правда, надо сказать, что в отличие от лермонтовского персонажа, Глонти отнюдь не рефлексирующий декадент. Он живет полной жизнью, не признает сословных ограничений, а в решающие моменты оказывается, что у гуляки есть свой внутренний стержень и свое достоинство…
Я долго думал, в чем же суть этой истории. Притча о том, как следует жить — прямо, честно, не задумываясь о последствиях? Может быть. Отчасти за это говорят и песенные фрагменты — герои и авторы словно воспевают это оргиастическое, экспрессивное течение жизни. Замечательна сцена последнего пира Левана с её символизмом, эмоциональной насыщенностью, вызывающая у зрителя катарсис, душевное очищение, духовный подъем. Стоит помнить, что у грузин (а фильм — грузинский, даром, что снят в СССР по французскому роману) музыка носит и ритуальный характер. В общем, этот фильм довольно плохо укладывается в стилистические рамки. Может быть поэтому он такой — незабывающийся».

Комментариев нет:

Отправить комментарий